Работа с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами

27.11.2022

Специальные условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в ДОО.

Воспитанник с ОВЗ – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст. 2 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Основная задача коррекционно-педагогической работы – создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ, в том числе ребенка-инвалида, в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка.

Одной из форм взаимодействия специалистов МБДОУ  в целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении является психолого-педагогический консилиум (далее по тексту- ППк), созданный на базе учреждения.

ППк является одной из форм методической работы педагогического коллектива и взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состоянием декомпенсации (возрастные кризисы, психогенные ситуации, соматические заболевания, нервные стрессы и переутомление) в условиях ДОУ.

Цель ППк– диагностико-коррекционного и психолого- педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ и/или состояниями декомпенсации, исходя из возможностей ДОО ив соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.Хочу такой сайт

Задачи ППк:

своевременное выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации; выявление резервных возможностей развития; определение характера, продолжительности. и эффективности специальной (коррекционной) помощи; разработка индивидуальных рекомендаций педагогам для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания детей; подготовка и введение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень успешности, перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценка ее эффективности; консультирование родителей (законных представителей); организация взаимодействия между педагогическим составом ДОУ и специалистами, участвующими в деятельности ППк.

Алгоритм выявления детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, создание для них специальных условий. В начале учебного года в образовательной организации специалисты психолого-педагогического консилиума (ППк) ДОО выявляют детей с ОВЗ, в том числе детей инвалидов. Проводится заседание консилиума и принимается решение о необходимости прохождения районной психолого-медико-педагогической комиссии (ППк) в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. По результатам обследования на ППк даются рекомендации по созданию для ребенка специальных образовательных условий (ст. 79 ФЗ № 273., «Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».): обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок); обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность образовательного процесса; учет индивидуальных особенностей ребенка на адекватном возрасте форме работы с детьми - игровой деятельности, соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности; обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно - гигиенических правил и норм); включение родителей в совместную деятельность со специалистами, педагогами предполагает поэтапное обучение родителей педагогическим технологиям, так как они выступают основными заказчиками образовательных услуг для своих детей. На основании рекомендаций ППк, специалисты ДОО разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут и/или индивидуальную адаптированную образовательную программу.

Индивидуальный образовательный маршрут и/или индивидуальная адаптированная образовательная программа являются механизмом адаптации основной образовательной программы ДОО. Работа с ребенком-инвалидом на учебный год ведется по основной образовательной программе по заключению ИПРА.

 Приказ Минтруда России от 31.07.2015 N 528н (ред. от 27.01.2016) "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм"
 Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
 Приказ Минтруда России №723н от 15.10.2015 «Об утверждении формы и порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы»
 Постановление №26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих ОД по адаптированным ООП для обучающихся с ОВЗ от 10.07.2015г.
 Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"
 Приказ № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" от 30 августа 2013 г.

ОВЗ ИПРА

28.11.2022

Приказ об организации работы по реализации ИПРА.pdf (скачать) (посмотреть)
Положение об организации инклюзивного образования с детьми ОВЗ.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».